Автор: Дроздова-Пичурина Н.Н.
Эта статья была написана в 2016 году, когда Музей уличного искусства осуществлял активную просветительскую и выставочную деятельность. В настоящий момент, в ноябре 2023 года, Музей уличного искусства закрыт. Его работа прекратилась в 2022 году.
В июле 2022 года инспекторы петербургской ГАТИ потребовали согласовать муралы на фасадах завода слоистых пластиков, однако довести процедуру до конца собственникам здания не удалось. Росписи со стен Музея удалили 16 октября 2023 года.
Сейчас судьба Музея уличного искусства остается неясной, однако круг проблем, очерченный в рассматриваемой работе, — урбанизация музея, необходимость морфологического изучения стрит-арта, изменения в городском пространстве — все еще остается актуальным.
Статус стрит-арта, который начал активно развиваться во второй половине XX века, сегодня все еще вызывает вопросы у искусствоведов, юристов и горожан. Ощущение его художественной ценности не всегда однозначно и зачастую продиктовано социальной практикой. Так, например, жители Санкт-Петербурга были возмущены уничтожением нелегальной росписи с портретом Сергея Бодрова, созданной объединением HoodGraff. При этом ощутима коммуникативность стрит-арта, способная превратить высказывание в культурный артефакт.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости музеизации стрит-арта, против которой зачастую выступают и сами уличные художники. С одной стороны, музеология не может игнорировать потребность в научном осмыслении современных культурных процессов, с другой, сам город как пространство синтеза новых культурных артефактов превращается в подобие музейной экспозиции.
Эквивалентом деятельности музея становится и коллекционирование изображений произведений уличного искусства, поскольку оно выполняет функции сохранения, каталогизации и экспонирования. Стоит отметить, что сегодня само понятие музейности претерпевает изменения, а музей переживает процессы урбанизации.