Секция: «Стрит-арт и междисциплинарные исследования»
1. «Гендер как поле боя в граффити». Юлия Кузовенкова, кандидат культурологии, доцент кафедры философии и культурологии Самарского государственного медицинского университета, Самара.
Бинарные оппозиции («можно/нельзя», «мужское/женское» и т. п.) формировали картину мира европейской культуры на протяжении веков. Однако современная культурная ситуация качественно иная: парадигма «или — или» заменяется парадигмой «и — и». Всё возможно и допустимо. Улетучившиеся границы делают неактуальными старые образцы. Так ли легко феномены старого мира меняют свои культурные координаты, по сути, теряя себя? Юлия размышляет над этим через историю девушек в граффити.
2. «Социально-средовая концепция вандализма». Ольга Кружкова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией перспективных социосредовых исследований Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург.
Тема вандализма повсеместно встречается в информационном контенте, от СМИ до научных исследований. Вместе с тем можно констатировать неоднородность интерпретации этого термина, которая обусловлена социальными стереотипами, культурными нормами, традициями, спецификой нормативно-правовой базы, средовыми условиями и др. Глубинная сущность вандализма — коммуникация вандала с социумом или с его отдельными представителями, группами. Эта коммуникация осуществляется для оспаривания права — на место, на формирование норм поведения, на власть. Здесь вандализм выступает результатом расширения границ субъектности личности за установленные обществом пределы и закрепляется, утверждается самовольной нелегитимной деструкцией первоначального облика среды. Возникновение вандализма происходит из внутренних общественных противоречий, конфликтов между личностью и обществом, которые временно через вандализм могут снизить свою напряжённость с позиции отдельного человека — субъекта вандализма. Выражение его «права» на преобразование по своему разумению и свободы действий и слова в отношении среды города, с одной стороны, позволяет укрепить позиции личности, а с другой — не только воздействовать на материальный компонент городского пространства, но и оказывать влияние на других людей через порождаемый вандальным актом страх, интерес, удивление у тех, кто наблюдает его последствия.
3. «Право на город в сознании различных молодёжных сообществ». Ирина Симонова, кандидат философских наук, доцент, декан актёрского факультета Екатеринбургского государственного театрального института, Екатеринбург.
Современный город выступает как пространство, которое становится полем пересечения различных нормативных локальностей: помимо официального порядка, который закрепляется документально и транслируется как единственный структурирующий поведение горожан свод правил, пользователи городов, актуализирующих себя в различных модификациях сообществ, формируют свои порядки пользования и даже конструирования городских пространств, которые продиктованы набором уникальных потребностей и техник их реализации. Как правило, официальный порядок не слишком понятен для горожан: административные каналы слабо заметны для «среднего» горожанина, который реализует свои потребности скорее интуитивно, нежели опираясь на официальные нормативы. Интуитивная реализация, таким образом, опирается на потребности и локальные порядки взаимодействия «своих» людей. Расхождения становятся заметными скорее только в случаях грубых нарушений официальных порядков, а также в ситуациях излишнего внимания СМИ к конкретным случаям активностей групп отдельных горожан. Всё это даёт основание для интереса к локальному видению своих прав и возможностей горожан в городах. В основе представленного доклада лежит анализ материалов, собранных с 2015 по 2022 год среди ряда «социологически неравнозначных» сообществ: представителей сообщества граффити, скейтеров, роллеров, субкультур «около панк-рока», молодых матерей. Сравнительный анализ зарисовок позволяет увидеть несоразмерность понятия «право на город» в разрезе многообразия наполненности современного города. Это актуализирует запрос на гибкие системы нормирования городского пространства и на изящные подходы к информированию горожан об универсальных запросах и ограничениях, необходимых для нормальной работы города как сложной системы.
4. «Вандализм: маргинальная коммуникация в мегаполисе». Олеся Блинова, доцент кафедры социокультурного развития территории Екатеринбургской академии современного искусства, Екатеринбург.
Специфика современного мегаполиса обуславливает происходящие изменения как в архитектуре городского пространства, так и в характеристике горожан. Урбанистические и футурологические исследования культуры постмодерна определяют основные концепты, объясняющие трансформацию понимания мегаполиса, пространственно-психологические особенности его устройства, а также изменения, происходящие с современными горожанами. Результатом изменений стала модификация характера социального взаимодействия. Важную роль в обособлении горожан сыграл искажённый диалог с органами муниципального управления и недостаточно развитое самоуправление, поскольку современный горожанин — это тот, кто стремится принимать непосредственное участие в жизни города и в управлении им. С одной стороны, развитие современного мегаполиса невозможно вне коммуникации между всеми субъектами городского управления, муниципальной властью, органами местного самоуправления и отдельными горожанами, а с другой — поскольку в текущих условиях диалог «на равных» затруднён, горожанам, обладающим наименьшими ресурсами, приходится искать альтернативное пространство для развёртывания коммуникации. Вандализм как способ коммуникации используется не только горожанами, но и органами муниципальной власти, которые, с одной стороны, осуждают месседж такого типа, а с другой — сами применяют его.
5. «Анти-Стиль — модное увлечение или новый поджанр». Арт-Абстрактов (Антон Валиев, художник и исследователь, Самара.
Антистиль — это течение в граффити-культуре, которое одновременно и опирается на каноны общепринятого традиционного граффити, и нарушает их. Специфическая черта — эстетика уродливой красоты и изящность «в грязи», вызывающие у обывателя чувство отвращения и неприятия. Антистиль — своего рода маргинальное явление феномена граффити. Принадлежит к анархическому жанру и возвращает граффити бунтарский дух, затрагивая темы восприятия стиля и новых форм в уличном искусстве. Доклад посвящён описанию истоков происхождения и нынешнего развития этого актуального течения в уличном искусстве, его пониманию и принятию, а также представит актуальные примеры и гипотезы дальнейших метаморфоз стилистических решений.