Поддержи книжную программу Института исследования стрит-арта! Мы запускаем большую книжную программу и просим друзей о помощи!

Политические граффити в России 1990-х гг.: опыт ретроспективного анализа

Граффити часто воспринимается как протест, прямое выражение воли, и потому может рассматриваться как форма символического восстания в пространстве публичной коммуникации. Однако автор статьи сосредотачивает свое внимание на уличных рисунках, основной функцией которых является борьба за доступ к власти. Они связаны с названиями политических партий и движений и именами их лидеров.

В международной практике подобные граффити широко использовались на территории ольстерского конфликта (конец 1960-начало 1990-х), в секторе Газа (с 2006 года), во время событий мая 1968-го в Париже и августа 1968-го в Чехословакии, «арабской весны» (2011–2013) и других. Анализируя эти примеры, Р. Н. Абрамову удается выявить пять факторов того, почему граффити становятся для политиков настолько востребованным инструментом.

Исследователь сообщает, что надписи бытового характера, судя по фото- и видеохронике, появлялись на стенах в СССР еще с 1970-х годов. Авторов граффити политического содержания в это время преследовали и могли обвинить в крайне серьезном преступлении — антисоветской пропаганде.
Однако с приходом 1990-х политические граффити набирают силу.

В августе 1991 года москвичи кистями пишут на стенах здания КГБ на Лубянке и Белого дома лозунги против ГКЧП и призывы поддержать Бориса Ельцина.
В октябре 1993 года, с распространением слухов о расстреле защитников российского парламента у стадиона «Красная Пресня», начинают появляться надписи в память о погибших, а также просоветские и националистически.
На протяжении всех 90-х годов граффити входили в арсенал распространенных политических и PR-технологий. Выборы сопровождались возникновением надписей за «своих» и против «чужих» кандидатов, для нанесения которых привлекали школьников и студентов колледжей.
«Острота политической конкуренции и низкая культура политической борьбы вели к тому, что граффити „Голосуй за нашего кандидата Имярек!“ или „Имярек — против народа!“ можно было найти всюду»

Автор отмечает, что подобная граффити-активность партий ЛДПР, НБП, РНЕ предвосхитила граффити-войны между радикальными группировками «фа» и «антифа» в 2000-х, а надписи могли не закрашивать и по несколько лет.

Читать статью: Политические граффити в России 1990-х гг.: опыт ретроспективного анализа

Об авторе: Р. Н. Абрамов — кандидат социологических наук, доцент Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ), ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН.

Хэштеги: политические граффити, абрамов, граффити, стрит-арт, политика, уличное искусство

Фото:
  1. Владимир Веленгурин. Октябрьский путч. Надпись на асфальте Мы — на своей земле. Москва. 3 октября 1993 года.
  2. Кадр из фильма День выборов, 2017.
  3. РИА Новости. Москва. 1991
  4. РИА Новости. Москва. 1993
  5. Граффити на заборе возле Белого дома, 1992

Ревью: Мария Вебер.

Поделиться этим материалом в социальных сетях: