Легальные стены в России: интервью с основателем проекта VCWALL

Автор: Мария Вебер

Легальная стена, или легалка — это выделенное местными властями место в городе, где уличные художники могут свободно рисовать, не рискуя быть оштрафованными. Такими спотами может похвастаться далеко не каждый город России: даже в Москве легалки можно пересчитать по пальцам.

Бывает, что стена полулегальна: на ней стало принято рисовать исторически, например, после граффити-фестиваля, и владельцы стены относятся к рисункам лояльно, но фактически статуса легальной стены это место не имеет. Такие стены превращаются в холл-оф-феймы и обновляются регулярно, в крупных городах — едва ли не ежедневно.

Стоит объяснить разницу между легалкой и холл-оф-феймом (хофом). Легалка — это официально согласованное с местной администрацией место для рисования. Холл-оф-фейм — место, где исторически можно спокойно рисовать, однако подтвержденного статуса оно не имеет, и проблемы с полицией здесь при определенной степени неудачливости все же можно получить. Для зрителя и хоф, и легалка выглядят одинаково — это своеобразная галерея под открытым небом, но разница для уличных художников очевидна и материально воплощается в административном протоколе. В общем, каждая легалка — это хоф, но не каждый хоф — это легалка.

Сами уличные художники в основном позитивно относятся к существованию таких стен. Новички тренируются на них рисовать, а опытные художники — пробуют новые техники и создают сложные работы, требующие времени (иногда — в несколько заходов, в течение нескольких дней). Против легальных стен выступают только прожженные граффити-бомберы, для которых рисовать на хофе «западло»: это слишком легко и не содержит в себе никакого протеста. Можно сказать, что легальные стены — это в основном пространство для высказывания уличных художников, заранее настроенных на коммуникацию с широкой общественностью.


Довольно часто легальные стены возникают стихийно. Например, если за какой-то стеной в городе перестают следить из-за смены владельцев, она оказывается фактически заброшенной, и об этом неизбежно узнают уличные художники. Согласно теории разбитых окон, в таких местах рисунки начинают наслаиваться постоянно и бесконтрольно. Часто такие споты существуют годами, пока здание наконец не обретает четкий статус и новый хозяин не начинает заниматься его охраной. Еще один путь возникновения хофа — когда на стене рисуют «по старой памяти» после граффити-фестиваля или джема — так, что владельцы и местные жители привыкают к постоянным «налетам» уличных художников.

Целенаправленная работа по превращению укоренившегося хофа или новой стены в легалку — скорее редкость, чем привычное действие. Еще реже инициатива открыть легальную стену исходит от местной администрации. Обычно согласованием спота с властями занимаются сами уличные художники: например, летом 2020-го легальная стена у молодежного пространства «Квадрат» в Санкт-Петербурге появилась благодаря стараниям Стаса Багса и Алексея Коротенко. А на Юге России эту миссию взял на себя паблик-арт проект VCW, основанный Никитой Сциссором: благодаря стараниям участников к 2025-му в разных городах в России открылись четыре легальных спота.
Никита Сциссор (1989) — художник, участник граффити-коллективов INFLUX (2008-2012) и WORDERS, основатель паблик-арт-проекта VCW (Valgalo Company, VСWALL) и мастерской шелкографии Acetate Workspace. Мы поговорили с Никитой о развитии проекта VСWALL, отношении местных жителей к легальным стенам в их районе и планах проекта на будущее.

Проект VCW, или Valgalo Company, зародился в 2015 году. А название появилось еще в 2010-х: изначально так называлась большая компания единомышленников, от имени которой организовывали вечеринки, пикники на диких пляжах и локальные граффити-джемы. К 2025-му VCW согласовали легальные стены в четырех городах: Сочи, Адлер, Новороссийск и Сургут.

Идея проекта возникла у Никиты, когда перед Олимпиадой в Сочи в городе стали усиленно закрашивать уличные рисунки. Полицейские ловили художников даже на диких пляжах и заброшках и выписывали штрафы. Поэтому Никита стал тратить очень много времени на поиски безопасного места для рисования с друзьями, граффити-туристами, которые постоянно посещали курорт в 2010–2020 гг. Тогда он решил самостоятельно организовать в городе место, где любой художник — местный или приезжий — может порисовать без риска быть оштрафованным.

«Я, как человек, погруженный в граффити- и стрит-арт культуру с детства, знал о существовании легендарных спотов, таких как 5Pointz в Нью-Йорке, Stalingrad hall of fame в Париже, The Tunnel в Лондоне и многих других. Поэтому у меня было понимание, как это должно выглядеть и по каким правилам существовать», — говорит Никита.

Первый холл-оф-фейм согласовали с администрацией Сочи, на улице Крымская у железнодорожной станции Мамайка. Он появился на опорной стене, принадлежащей городу. В Новороссийске проект согласовывали лично с мэром, который посетил граффити-джем в честь открытия и нанес первый тэг. Но самый приятным опыт общения с чиновниками оказался в Сургуте.

«С реализацией и бюджетом ивента помогали очень вовлеченные в процесс девушки из молодежного центра „Цвет“. Очень важно и ценно, когда в концепт проекта сильно не вмешиваются и принимают наши условия», — отметил Никита.

Сегодня у проекта нет постоянного состава участников, но вокруг легальных стен Valgalo Company образовалось собственное коммьюнити, члены которого следят за хофами, сопровождают граффити-туристов и самостоятельно организуют продакшены и джемы в своих городах. Сам Никита отвечает за первую стену в Сочи, за стену в Адлере — райтеры Okser и Dock, в Новороссийске — команда Inline, а в Сургуте — Rocket.
Сегодня местные жители привыкли к холл-оф-феймам, но для большинства из них появление в их районе легальных стен стало неожиданностью. В первое время многие реагировали неоднозначно, с подозрением, вызывали полицию, но были и те, кто поддерживал проект. Постепенно жители становились более лояльными к постоянно меняющемуся пейзажу и художникам.

«Мы получали много приятных отзывов, слова благодарности и селфи с отметками на фоне стены. Больше всего мне запомнилась реакция случайных прохожих и жителей района, когда мы подготавливали стену к граффити-джему и полностью ее закрашивали фасадной краской в единый цвет для фона. Прохожие останавливались и возмущались — почему мы закрашиваем граффити, спрашивали, будут ли на ней продолжать рисовать. В ответ мы объясняли, что готовим стену к мероприятию, и люди успокаивались. По мне, это отличный показатель лояльности жителей, который мы сформировали с годами посредством коммуникации с жителями и постоянной активности на стене», — считает Никита.

До 2022 года на стенах в Сочи и Адлере проходили ежегодные граффити-джемы Valgalo Jam и Chrome Weekend, худлайнерами которых были Humor, Dusto & Turbo, Shozy, Brozk, Sfaer, PX, ZukClub, Giwe, Snekzy, Basket и другие крупные уличные художники.

За 10 лет работы проекта VCW на четырех стенах отметились около тысячи уличных художников: от актуальных пост-граффити-художников, таких как — Andrey Berger, Алексей Партола, Akue, Кирилл КТО, Issue, 3-Twins, ТОЙ до андеграунд-звезд — Namer, Duga, Mesr, Ste, Heato, Stock, TPD, WORD, KGM, МАХА и многих других.
По словам Valgalo Company, определенной процедуры открытия легальной стены нет — процесс согласования с властями существенно отличается в зависимости от города и всегда требует индивидуального подхода. Тем, кто хочет организовать хоф в своем городе, Valgalo Company советуют связаться с ними и обсудить детали проекта. Для этого понадобится:
  • Подобрать одну или несколько стен, сфотографировать их, снять на видео;
  • Указать точный адрес стен;
  • В идеале — замерить высоту и ширину стены;
  • Составить примерный список художников, активно рисующих в городе, чтобы оценить, насколько актуально для локальной сцены появление хофа;
  • Уточнить, есть ли в городе легальный / полулегальный спот, был ли он раньше, предоставить фото или видео;
  • Рассказать о себе — являетесь ли вы художником, куратором, чиновником или просто любителем уличного искусства.
За годы развития уличного искусства в России, благодаря множеству граффити-фестивалей, появляющихся в стране муралов, переходу уличных художников в галереи, его восприятие жителями и властями сильно изменилось, а статус уличного художника вырос. Общество стало более лояльно относиться к уличному искусству, и к граффити в частности. Кроме того, за почти тридцать лет существования российского стрит-арта, в городских администрациях начали работать люди нового поколения, которым слова «граффити» и «стрит-арт» знакомы с детства.

Основатель VCW отмечает, что в последние полтора года тренд на открытие легальных граффити-стен усиливается: возможно, это связано с тем, что обществом стала ярче осознаваться их ценность.

Безусловно, легальные стены нужны прежде всего самим уличным художникам. Здесь можно не спеша пробовать новые техники, экспериментировать с формами и совершенствовать рисунки. Особенно важно наличие хофов для начинающих райтеров, не имеющих никакого опыта.

«На хофы всегда приходили и приходят дети, которые купили первый маркер и только начинают рисовать. При знакомстве с ними мы стараемся объяснить базовые правила пользования объектом. Обычно те, кто усваивает правила игры, спустя год-два уже не чиркают поверх чужих кусков, а создают приемлемые рисунки, флопы и куски», — говорит Никита.

Однако открытие легальной стены в городе полезно не только художникам, но и местным властям. Опыт Valgalo Company показывает, что наличие специального места для рисования существенно снижает нелегальную активность многих уличных художников: проще говоря, вместо того, чтобы рисовать там, где нельзя, райтеры приходят делать рисунки именно на легальной стене. Это касается как художников, постоянно живущих в городе, так и граффити-туристов, желающих отметиться в определенной локации.

Легальные стены становятся точкой притяжения для туристов, своеобразной достопримечательностью, которую стремятся посетить и сфотографировать даже люди, далекие от уличного искусства. Но и для художников, членов граффити-коммьюнити, хофы становятся местом знакомств, нетворкинга, который приводит к творческим коллаборациям и сотрудничеству, да и просто укреплению дружеских связей, обмену опытом.

Кроме того, легальные стены всегда использовались как место проведения фестивалей уличной культуры и граффити-джемов. Они также могут служить в качестве площадки для организации мастер-классов и воркшопов, в том числе детских. Появление хофа в городе существенно расширяет перечень способов организовать досуг — как профессионалов, так и начинающих художников.

Таким образом, появление холл-оф-фейма в целом позитивно влияет на развитие городского сообщества, создает новые точки притяжения для туристов, а в долгосрочной перспективе способствует усилению локальной идентичности и появлению новых профессиональных художников.

Проект VCW продолжает развиваться: 12 июля 2025 года новая легальная стена под брендом Valgalo Company открывается в Томске, сибирском городе с яркой уличной сценой и позитивным отношением к граффити в целом. Хедлайнером граффити-джема, приуроченного к открытию, станет Sakvo и Alshey. Следите за обновлениями в соцсетях проекта!


Об авторе:
Мария Вебер — художник, исследователь уличного искусства.

Хэштеги: стрит-арт, граффити, уличное искусство, паблик-арт, хофы, хоф, hall of fame, холл-оф-фейм, легалка, легальные стены, vcwall, valgalo company, VCW

Поделиться этим материалом в социальных сетях: