Kool killer, или восстание посредством знаков

Kool killer, или восстание посредством знаков

Автор: Жан Бодрийяр

Хрестоматийное эссе французского философа Жана Бодрийяра «Kool Killer, или восстание посредством знаков» из трактата «Символический обмен и смерть» (1976) исчерпывающе отвечает на вопросы, зачем нужно граффити, что оно значит и чем отличается от росписей на стенах. Эта небольшая работа стала фундаментальной в теории граффити, обозначив ключевые аспекты его описания как социального и культурного феномена. Без ее прочтения сложно представить исследование – или даже понимание – уличного искусства.

Бодрийяр называет граффити характерной особенностью Нью-Йорка. Он пишет: «Весной 1972 года Нью‐Йорк захлестнула волна граффити, которые, первоначально появившись на стенах и заборах гетто, постепенно заполонили поезда метро и автобусы, грузовики и лифты, коридоры и памятники, целиком покрыв их примитивными или же очень сложными надписями, по содержанию своему ни политическими, ни порнографическими: это были просто чьи‐то имена, чьи‐то прозвища, взятые из андерграундных комиксов, – duke sprit superkool koolkiller ace vipere spider eddie kola и т.д., а рядом номер их улицы: eddie 135 woodie 110 shadow 137 и т.д., или же номер римскими цифрами, обозначавший как бы династическую преемственность: snake I snake II snake III и так далее до пятидесяти, по мере того как имя, тотемное наименование подхватывалось авторами новых граффити».

Автор связывает лавинообразное распространение в США настенных знаков в начале 1970-х с подавлением крупных городских волнений социальных и этнических меньшинств 1966–1970 годов. Граффити, как и рисунки этно-политического содержания, стали примером стихийной борьбы в пространстве-времени города и инструментом проявления идентичности заглушаемых слоев общества, на улицах, созданных для белого большинства и захваченных террористической властью СМИ.

Чтобы понять, что означают граффити, Бодрийяр рассматривает два варианта их трактовки – помимо третьей, очевидной, точки зрения сотрудников полиции. Одни переосмысляют граффити как искусство – «неэлитарную форму абстрактного экспрессионизма». Другие – рассматривают как проявление борьбы за идентичность и свободу личности, видят в них сообщение: «KIKI, или DUKE, или MIKE, или GINO жив, здоров и живет в Нью‐Йорке». Бодрийяр же считает, что граффити «отвергают одновременно и буржуазную идентичность, и анонимность». Он называет граффити «символическим взрывом воинских кличек в самом сердце столицы белых людей».

Еще одна важная мысль, высказанная Бодрийяром – то, что граффити – это протест без послания. SUPERBEE SPIX COLA 139 KOOL GUY CRAZY CROSS 136 – в этих символических именах есть лишь форма. Вторгаясь в пространство города, пустые означа­ющие разлагают его и идут наперекор остальным рекламно‐медиатическим знакам. Эта пустота и составляет их силу.
В свою очередь, стенные росписи не имеют ничего общего с граффити. Их цель – «дарить искусство населению», инициатива их создания идет сверху. Это политика: от создания стенных росписей выигрывает и город, и искусство. Граффити же – «радикальный бунт в области кода», революционная практика. Тысячи подростков с баллончиками разносят гетто по всем городским артериям, показывая, что город – и есть гетто западной цивилизации.
«Kool Killer, или восстание посредством знаков» нужно прочитать всем, кто хочет понять, почему уже больше 50 лет на улицах городов по всему миру появляются граффити, что же движет их авторами, как граффити-художники становятся парадоксально известными при полной анонимности. И Бодрийяр, как никто другой, отчетливо объясняет разницу между граффити и другими формами уличного искусства.

Читать статью: «Kool killer, или восстание посредством знаков» →

Жан Бодрийяр (1929 – 2007) – французский культуролог, философ-постмодернист, социолог. В 1968 году опубликовал работу «Система вещей» – развернутую критику «общества потребления». Основной темой его исследований стал вопрос соотношения реальности и ее символического отображения. Именно Бодрийяр ввел в оборот термины «симулякр» и «гиперреальность». Он написал около 50 книг, среди которых – «Символический обмен и смерть», «Экстаз коммуникации», «Зеркало производства», «Симулякры и симуляции».

Хэштеги: #стритарт #граффити #постмодерн #теггинг #бомбинг #НьюЙорк #США #ЖанБодрийяр

Ревью: Мария Вебер, Анна Нистратова.

Поделиться этим материалом в социальных сетях: