- Секция «ГРАФФИТИ И ЧЕЛОВЕК»
— Мужское и женское граффитиМария Вебер, художник, исследователь уличного искусстваВ докладе Марии Вебер рассматривается история отношения к женщинам в институциональном и уличном искусстве и описываются способы визуальной репрезентации их гендерной принадлежности. На основании проведенного исследования Мария предпринимает попытку выявить существование специфических отличий «женского» и «мужского» уличного искусства в восприятии зрителя.
— Граффити как жизненная стратегия: из вандала в художники Миша Most, художникМиша Most — художник, который начал свой творческий путь на заре развития российского уличного искусства. Его работы зачастую посвящены проблематике восприятия будущего, влияния науки и технологий на общество в целом и человека в частности. В своем докладе художник представляет векторы развития уличного художника на примерах уже осуществленных проектов.
- Секция «ГРАФФИТИ И ГОРОД»
— Жизнь пермских граффити в городском контекстеИван Козлов, журналист, куратор, исследователь городской культурыОбъект искусства, помещенный в городскую среду, не может существовать вне ее контекста — контекст может не учитываться создателем, но он определяет всю дальнейшую судьбу произведения, описание которой иногда оказывается по-настоящему непредсказуемым и захватывающим. Иван Козлов много лет исследует пермские улицы и документирует их визуальный облик и происходящие в нем изменения, поэтому рассказал многое о том, как работы пермских уличных художников бытуют в пространстве города, вплетаются в события городской жизни, а иногда даже определяют их.
— Граффити: искусство, вандализм, право на город?Олеся Блинова, кандидат философских наук, доцент. Доклад подготовлен совместно с кандидатом психологических наук Ириной ДевятовскойОсновная тема доклада — сравнительный анализ граффити в России (в основном на примере Екатеринбурга) и в Германии: понимание жителями, что такое граффити и в чем его отличие от стрит-арта; их отношение к граффити, отношение властей и различных инфлюенсеров к граффити. Авторы отвечают на вопросы о том, как в двух странах относятся к граффити — как к искусству, как к вандализму или как к форме реализации права на город?
— Тезисы о пользе городского вандализмаИрина Симонова, кандидат философских наук, доцент, директор департамента философииСовременный городской вандализм — многослойное явление, он производит целый комплекс эффектов, составляющих часть общего процесса функционирования города. Разговор был сконцентрирован вокруг многообразия несогласованных практик и функций, которые они выполняют для отдельных горожан, для сообществ и для города в целом.
— Художественно-исследовательский проект City Says (Архангельск). Попытка демаргинализации граффити как значимой части культуры городаАнастасия Пронина, искусствовед, кураторХудожественно-исследовательский проект City Says появился в Архангельске зимой 2021 года и за несколько лет прошел путь от арт-резиденции для художников и реализации паблик-арт объектов до обширного и пока единственного в своем роде регионального архива уличной культуры за более чем три десятилетия. Основная часть архива — это фотофиксация работ местного граффити-сообщества, на данный момент представляющая из себя более 8 тысяч изображений. Также команда проекта занимается исследованиями, пишет статьи, снимает интервью с художниками. Куратор проекта Анастасия Пронина рассказала о том, кто и зачем собирает архивы граффити в России, как это влияет на отношение горожан к этой субкультуре и можно ли выстроить диалог между уличными художниками, администрацией города и собственниками зданий посредством образовательной и просветительской деятельности.
- Секция «ГРАФФИТИ И ИСКУССТВО»
— «Обещали в галерее выставить, а в итоге выставили за дверь»: к вопросу о музеефикации и институализации граффитиАлина Зоря, искусствовед, куратор «Стрит-арт хранения» и музейных проектов студии «Шоу Консалтинг»Граффити-культура давно уже стала частью массовой культуры. Из этого может складываться ощущение, что наравне со стрит-артом и паблик-артом это направление давно встроено в контекст не только актуального искусства, но арт-рынка и истории искусства в целом. Но как происходит этот процесс? Насколько граффити оказывается принято и представлено в коллекциях классических музеев и временных выставок влиятельных институций? Доклад основан на материалах коллекции «Стрит-арт хранения» (Санкт-Петербург), кейсах музеефикации граффити и других культурных инициатив.
— Граффити и стрит-арт — новое народное искусствоАнна Нистратова, междисциплинарный исследователь, директор Института исследования стрит-артаФеномен граффити в некоторых городских текстах и нелегальных художественных анонимных практиках уже в конце XX века начал рассматриваться как часть современного городского фольклора. За несколько последних десятилетий граффити и рисунки на улицах не только захватили обширные новые географические и смысловые территории, но и бурно развились в художественном и эстетическом отношении, оказав влияние как на облик городов, так и на предметный дизайн во многих сферах. Основной вопрос, который ставит перед собой Анна Нистратова в своем докладе, заключается в том, можно ли рассматривать стрит-арт как народное искусство эпохи постмодерна.
— Graffiti is not ‘Art’. Граффити — не «Искусство»Хавьер Абарка, исследователь, преподаватель и критик на поле граффити и стрит-артаВ своем докладе Хавьер Абарка представил современное граффити как форму культуры, которую следует понимать и оценивать в ее собственных терминах, а не через призму современного искусства или официальной культуры.
— Происхождение и развитие антистиляМария Вебер, художник, исследователь уличного искусстваАнтистиль — направление уличного искусства, популяризирующее антиэстетику и разрушение формальных канонов классического граффити, способствующее развитию индивидуального стиля художника. В рамках доклада была рассмотрена история понятия «антистиль» и характерные особенности этого направления уличного искусства.