Хронология и периодизация
Зарождение
Для начала определимся с тем, что мы называем граффити, чтобы отделить субкультуру граффити от стрит-арта и паблик-арта. Граффити – это «…случайные, т.е. нежелательные и неофициальные, надписи и знаки в общественных местах, включая общественные туалеты, рекламные объявления и дорожные знаки, раздевалки, тюремные камеры, вокальные холлы и залы ожидания, автобусные и трамвайные остановки, телефонные будки, лифты, деревья и скамейки, школьную мебель, памятники, стены домов и зданий, столбы и балюстрады железнодорожных, автодорожных и речных мостов, внутренние и внешние стены автобусов и поездов. Надписи могут состоять из рисунков, символов, отдельных слов и имен, фраз, предложений, стихов, диалогов, высказываний. Может быть использован любой инструмент, оставляющий след на поверхности: мел, карандаш, ручка, маркер, краска в аэрозоли, цветные мелки, нож, палка».
Можно точно сказать, что зарождение граффити-движения на российском Севере, как и на всех постсоветских территориях, напрямую связано с распадом Советского союза и исчезновением «железного занавеса». Начиная с 1990-ых годов в страну начинают проникать первые кассеты с записями рэп-исполнителей, первые музыкальные журналы, а вместе с ними - и сама культура граффити. Сначала в страны бывшего союза пришли хип-хоп и увлечение брейк-дансом, а потом появились и надписи на стенах.
Именно увлечение молодых людей рэп-культурой стало отправной точкой для развития граффити-движения в Архангельске и Северодвинске. В 1993 году в городе появляются первые «свои» рэп-артисты, главным среди которых можно назвать Виктора Раковского (Витек, Fufuz), ставшего не только знаковым деятелем архангельской уличной культуры , но и основным популяризатором рэпа и брейк-данса. В процессе интервьюирования (а для проекта команда City says записала больше 20 интервью) мы выяснили, что большинство архангельских уличных художников, становление которых пришлось на 90-ые годы, до сих пор называют Раковского «батей».
В конце 80-х и начале 90-х годов в Архангельск приходит мода на дискотеки под открытым небом, самые популярные проходят на Красной пристани. Складывается культура диджеинга, появляется первая брейк-данс команда «Ролик», чуть позже переименованная в «Сбитые с толку» (Илл.1).
В 1993 году состоялось знакомство команды «Сбитые с толку» и Виктора Раковского, который начинает, помимо речитатива, развиваться в брейкдансе.
В 1995-96 гг. в Архангельск приходит мода на уличный баскетбол – стритбол. Первые самоорганизованные турниры проходят на площадке за Дворцом пионеров. Позже именно эта локация станет одним из культовых мест для уличной тусовки Архангельска. Большинство художников, которые взрослели в 90-е и 2000-е, вспоминают ее как основное место встреч и фестивалей. Например, здесь проводили время совсем юные будущие уличные художники Super Shipa, Шеон и Screw.(Илл. 2)
Первые теги на стенах Архангельска появляются в 1994-95 годах. Профессиональной краски еще не было, и ребята из хип-хоп тусовки писали названия своих команд чем придется (Илл.3).
Первая волна (1994-2000 годы)
Первую волну архангельского граффити мы датируем 1994- 2000 годами. В этот период количество тех, кто рисует на улице, растет в геометрической прогрессии. Если в 1994-95 гг. художников всего несколько, то через два года количество граффити-райтеров исчисляется десятками. С такой же быстротой растет число кусков на стенах города.
Большую роль в росте интереса к граффити, как к направлению в уличной культуре, конечно, сыграло MTV. У художников было огромное желание повторить увиденное в клипах. Им не мешало даже отсутствие профессиональных материалов, оно только приводило к казусным случаям. Например, в один год весь Архангельск окрасился в небесно-голубой - уличные художники заполонили городские стены тегами одного оттенка под названием «Пицунда».
В середине 90-х в Архангельске появились первые граффити-команды: DWC, Vandal Connection и GWC.
Увеличение насмотренности, связанное с ростом популярности хип-хоп исполнителей на кабельном телевидении и федеральных каналах, улучшает уровень работ архангельских райтеров. Появляются авторы с ярко выраженным собственным стилем, в первую очередь, можно назвать детально проработанные и визуально интересные куски, созданные Витей (Мясо) Гниденко (Илл.5).
Также этот период связан с именами совсем еще юных тогда уличных художников Super Shipa, Screw, Шеон, которые создают свои первые куски и теги.
Начиная с середины 90-х хип-хоп культура в Архангельске активно и ярко развивается, множится число художников, растет их уровень.
Этот период отмечен двумя важными событиями, организаторами которых стал Виктор Раковский (Fuguz). (Илл.6)
В 1997-м в СКЦ «ЛУЧ» состоялась хип-хоп вечеринка «Yo Пикабу Raps». Затем 1 мая 1997 года Раковский организовал хип-хоп фестиваль «Prapaganda». Он стал культовым для региона, в нем принимали участие большинство граффити-художников, интервью с которыми вы можете увидеть в документальном фильме Gray star. Тогда они еще были юны, рисовали эскизы гуашью и ходили на фестивали, чтобы танцевать хип-хоп - на тот момент граффити вообще не существовало вне хип-хоп культуры. «В «Прапаганде» принимали участие звезды российского хип-хопа: Master Spensor, DJ Slon (из Big Black Boots), AK-47.
Медленно, но верно граффити меняется и развивается, оно взрослеет вместе с художниками. Огромную роль в этом сыграло развитие интернета, который открыл для вчерашних советских детей новый мир и расширил их кругозор. Российским граффитчикам стали доступны журналы о хип-хопе, например, «Хип-Хоп Инфо». Под влиянием этих факторов растет уровень архангельских уличных художников, от простых надписей на стенах они переходят к созданию объемных изображений, рисованию кереков (персонажей), увеличивается палитра.
В этот же период художников начинают приглашать для оформления интерьеров ночных клубов, дискотек, магазинов и даже подъездов. Одна из самых известных работ, сделанных на заказ, появилась в горнолыжном клубе «Вертикаль», над ней работал Саша (Китаец) в 1999 году.(Илл.7)
Вторая волна (2000-2007 годы)
Вторая волна граффити-культуры Архангельска датируется 2000-2007 годами. В это время продолжают создавать работы на улицах Screw, Super Shipa и Шеон, подросли и присоединились к ним Gorbin, Harto, Schew, Dambe, Skea, Resel и Kwik. Эта волна характеризуется массовостью и формированием у архангельского граффити-сообщества собственного стиля. В это время большинство художников создает граффити с кереками, у каждой команды и художника появляется свой персонаж. (Илл 7, 8, 9)
Граффити с кереками - один из распространенных видов граффити, который отличается яркостью палитры и наличием, помимо текста, запоминающихся персонажей. В данном виде граффити фокус внимания художника смещается на персонажа, который часто выступает своеобразным альтер эго автора.
Иногда керек заменяет собой одну из букв в тексте, будучи схожим с ней по форме. Кереки хорошо запоминаются и привлекают к себе внимание, что наталкивает на мысль о сближении граффити со стрит-артом. Ведь если граффити – это субкультура, обращенная внутрь себя, во многом - благодаря своеобразному “шифрованию” текста, то узнаваемые, яркие персонажи провоцируют диалог художника с более широкой аудиторией.
Этот вопрос показался нашей команде очень интересным, так как на российском севере стрит-арт не получил распространения в том виде, в котором он развивался, начиная с начала 2000-ых, в Нижнем-Новгороде, Перми, Москве и Екатеринбурге. Уличная культура Архангельска лишена политического и социального контекста, она не текстоцентрична и, казалось бы, не коммуницирует с аудиторией. Архангельская уличная культура развивалась совершенно в ином ключе, город был захвачен граффити-персонажами, которые появились у каждого художников и команды. Как это не удивительно звучит, граффити севера России – это разноцветное, яркое, фактурное и веселое явление, на улицах города живут герои комиксов, сексуальные красотки, выдуманные животные, герои и злодеи соседствуют внутри граффити-кусков. Почему случилось именно так? Нам только предстоит разобраться в причинах, но несколько из них мы назовем в тексте ниже.
В 2000-х появление граффити в клипах на русском музыкальном телевидение, доступность журналов об уличной культуре («Хип-Хоп Инфо») и о молодежной культуре в целом привели к популяризации граффити. Именно в этот период в Архангельске независимо друг от друга в разных районах города появилось пять граффити-команд.
Новые и совсем юные художники копировали афиши местных хип-хоп фестивалей и рисовали на стенах тем, что можно было купить вскладчину. Иногда первые куски создавали цветными мелками при температуре -17 по Цельсию.
А в 2001 году уличный художник Schew привез из поездки в Санкт-Петербург итальянский журнал «1000 maniacs» (Илл.10), и это стало отправной точкой для развития в городе нового, визуально насыщенного стиля, характеризующегося сложностью и проработкой шрифтов, яркой палитрой и разнообразными цветосочетаниями. Вкупе со склонностью архангельского уличного сообщества к созданию граффити с кереками это привело к возникновению интересного явления – в городе, лишенном стрит-арта с текстами на кириллице, активно развивалось, развивается и процветает совершенно олдовый стиль граффити. Происходит это уже более 20 лет.
Летом 2001 года у здания цирка прошел городской хип-хоп фестиваль, на котором впервые была представлена архангельская граффити-культура. Художники рисовали куски на специально подготовленных поверхностях прямо во время выступлений. С этого момента ни один фестиваль хип-хопа не обходился без граффити.
Одновременно в Архангельске на стенах рисовали несколько команд. DWC, Vandal Connection и GWC появились еще в конце 90-ых и продолжают развиваться и создавать новые работы в городе. WBG, УА, Art fantasy, M2, Jet Set, A.S.C/!? – АКЗ, F5, White capes и EFC были активны с 2000 по 2007 годы.
Из всех особенно выделялась группировка Art fantasy (Илл 11), которая работала в wildstyle, так называемом “диком” стиле. Эта форма граффити считается наиболее сложной и отличается замысловатыми шрифтами и запутанностью букв, что приводит к нечитаемости надписей. Создание работ в диком стиле требует высокого уровня подготовки и фантазии. Но и здесь не обходится без кереков.
Все это говорит о профессиональном росте граффити-райтеров Архангельска, на который повлияли многие факторы: в России появились первые соцсети, что упростило обмен информацией и доступ к ней, высокоскоростной интернет стал массовым, увеличивая поток информации, в городе открылись первые магазины, ориентированные на молодежную уличную тусовку, появились в продаже профессиональные краски для граффити.
В 2006 году вышла игра для PlayStation “Mark Ecko Getting up”. Ее главный герой - начинающий граффити-художник Колтрейн Кроули, работающий под ником Трейн (англ. Trane). Кроули героически борется с тиранией правительства в вымышленном городе будущего под названием Нью-Радиус. Граффити и теги становятся для него средством самовыражения и протеста.
Выход игры напрямую повлиял на рост популярности граффити среди подростков, на улицу массово хлынули юные художники. В отличие от 90-х, у них уже был неограниченный доступ к работам «классиков» граффити со всего мира и возможность покупать баллоны с краской в родном городе. (Илл.12)
Третья волна (2007-2012 годы)
В 2007-2012-х началась новая и самая массовая волна в истории граффити Архангельска.
Из старых команд свою работу продолжают M2, A.S.C/!? – АКЗ, F5 и EFC. К ним присоединяются RMF, LUK, ХЗК, ТРК (Тупик), VM, OPF, Zhiros. Повзрослели и продолжили рисовать на улицах Screw, Super Shipa и Шеон, Gorbin, Harto, Schew, Dambe, Skea, Resel и Kwik, появились и новые имена: Koba, Maze, Snork.
В 2007 году городские власти официально признали существование уличного искусства и начали организовывать фестивали, инициаторами которых стала выступать уже администрация. Несмотря на то, что заявленные чиновниками темы были не близки художникам, в фестивалях принимало участие большинство из них, так как это был единственный способ получить бесплатно большое количество краски.
Начиная c 2008 года, команда АК3 начинает проводить граффити-джемы. В том же году магазин «Street Division» налаживает поставки полной палитры профессиональных граффити-красок Montana.
«Не знаю, с чем это было связано, наверное, много факторов сложилось. Тогда нам один из друзей предложил привезти тестовую партию краски, и ее сразу разобрали. Граффити-художники были сильно обделены, банально нельзя было купить черную краску», - вспоминает один из основателей Street Division Андрей Юдин.
В 2009 году в Архангельск вернулся уличный художник Harto (Илл. 13), проживший несколько лет в Южной Америке. С собой он привез в столицу русского севера совершенно новый стиль граффити. Так южноамериканское граффити, имеющее невероятно сильные традиции и долгую историю, оказало сильное влияние на целое поколение архангельских уличных художников, которые открыли для себя граффити всего десятилетие назад. Южноамериканское граффити, тесно связанное с мурализмом, расцвет которого пришел на начало 20 века, характеризуется яркой цветовой гаммой, образностью, масштабом изображения и повествовательностью. Привезенное Антоном (Harto) в далекий северный город Архангельск, это жизнерадостное искусство бедноты попало в благодатные условия. (Илл. 14).
К 2010-ым годам на стенах Архангельска и Северодвинска, помимо известных героев мультфильмов уже жили вполне самостоятельные персонажи со своими историями и поклонниками, такие как Свомпи by Schew и Tblko Reptile by Restlaz.
Четвертая волна (с 2012-го по настоящее время)
С 2012 по настоящее время длится четвертая волна архангельского граффити.
В это время в Архангельске, помимо новых кусков, появился первый паблик-арт: на улицы пришли современные художники и кураторы без граффити-бэкграунда. Однако эти разовые акции не оказали глобального влияния на вектор развития граффити-движения.
В городе продолжали действовать команды ХЗК, EFC, TPK, VM, но появились и новые: 11K, 504 и 11kids.
Художники уходят от традиционных форм граффити, начинают работать в смежных областях, происходит окончательное отделение граффити-комьюнити от хип-хоп тусовки. Разрыва, естественно, не происходит, но граффити-сообщество обретает самостоятельность.
Художники работают с комиксами, анимацией, дополненной реальностью. Эпоха social media принесла уличному искусству новую аудиторию, теперь работы художников можно увидеть из любой точки мира, что не могло не оказывать влияние на дальнейшее развитие даже такой самозамкнутой конгломерации, как граффити-комьюнити.
В 2019 году состоялось эпохальное событие для архангельской граффити-культуры. Уличный художник Андрей Кипрей (Дядя Йоу), автор паблика Gray star, презентовал полноценную энциклопедию истории граффити Архангельска в виде рукописной книги. Книга была создана на основе личных материалов из воспоминаний художника и существует в единственном экземпляре.
В 2019 году прошла презентация Gray Star в Архангельской областной библиотеке, которой художник передал книгу. Ее материалы доступны на YouTube, доступ к ним можно получить за пожертвование автору.