Большинство участников не смогло правильно идентифицировать пол человека, создавшего уличную работу, в шести парах из десяти.
В двух парах из десяти количество правильных и неправильных ответов было приблизительно равным, разрыв между числом голосов составил меньше 10, однако чаще респонденты все же угадывали, какой рисунок в паре сделан женщиной.
Еще в двух парах подавляющее большинство респондентов безошибочно выбрало выполненный женщиной рисунок, по какой-то причине «женскость» граффити была для участников опроса абсолютно очевидна.
В приложении 1 мы привели пары фотографий, в которых респонденты чаще верно определяли пол художника, нарисовавшего граффити. Можно предположить, что в парах на рисунках 1 и 2 ориентиром для респондентов стало место, в котором располагался рисунок. Вероятно, опрошенные были склонны считать, что женщина с меньшей вероятностью нарисует на фургоне, но предпочтет рисование в некоем помещении. Поэтому они отвечали правильно, выбирая нижний рисунок в паре на рис. 1 (кусок BSC, сделанный художницей Pepz) и верхний – на рис. 2 (рисунок художницы Lady K). Рисунки женщин в данных парах действительно были сделаны в условно более безопасных местах.
На рисунках 3 и 4 работы, созданные художницами, обладали меньшим количеством деталей и цветов, то есть показались респондентам более простыми, что также могло послужить критерием выбора ответа. Вероятно, исходя из представления о том, что женщины будут рисовать более незатейливые рисунки, чем мужчины, они правильно выбирали верхние фотографии – работы художниц Rafi и ksltt. Стоит отметить, что по сравнению со своими «оппонентами» рисунки в двух этих парах действительно выглядят менее детализированными (рис.3) и используют меньшее количество цветов (рис.4).
Однако в шести других парах, при сходстве цветовой гаммы и шрифта и эквивалентной сложности рисунка, респонденты затруднялись определить пол художника, создавшего работу.
Полученные результаты могут служить иллюстрацией влияния гендерных стереотипов на восприятие зрителя. Уличное искусство маскулинно, и потому присутствие в нем женщины-художницы массовому сознанию все еще кажется инородным. Обыватель все еще склонен считать, что созданная женщиной уличная работа будет более «простой» - менее детализированной или сделанной в более «безопасном» месте. При сравнении «более сложной» работы художника с «менее сложной» работой художницы зритель скорее всего верно определит гендерную принадлежность автора. Однако если работы будут эквивалентно сложны, пол художника установить окажется намного труднее. Так, в разных оппозициях рисунки художниц ksltt и Lady K определялись и как «женские», и как «мужские».
Проведенное нами исследование также демонстрирует, что у работ, созданных женщинами в «нейтральном» стиле, нет значимых художественных отличий от рисунков мужчин. Если художница сознательно не привносила в свой рисунок «женственные» элементы, опознать в авторе женщину респондентам не удавалось. Пытаясь определить пол художника, опрошенным приходилось ориентироваться на другие, перечисленные выше, признаки. Однако уровень владения художественными средствами и изобразительными навыками у художников обоих полов в большинстве случаев оказался равен.
Выводы
Проведенное нами исследование показало, что, несмотря на существующие в обществе гендерные стереотипы, женщины способны создавать произведения уличного искусства, не уступающие в качестве и сложности рисункам мужчин. При отсутствии специфических «женственных» признаков – розового цвета, сердечек, плавных форм - сделанное женщиной граффити вообще не опознается зрителем как «женское».
Это наводит на мысль, что гендерная принадлежность автора, как в институциональном искусстве, так и в уличном, является вторичной по отношению к его произведению, если только сам автор не делает ее объектом своего изучения. Таким образом, термин «женское граффити» разумно использовать для обозначения специфического, подчеркнуто женственного стиля, но не всякое граффити, созданное женщиной, следует называть «женским». Объединение художниц по признаку пола, в отрыве от изучения особенностей и тем их творчества, пренебрежительно в своей основе и только укрепляет деструктивные общественные установки.
Сами социальные стереотипы о неспособности женщин создавать качественные произведения уличного искусства, страхе перед рисованием на транспорте и в других «сложных» местах, обязательном использовании определенных цветов и образов, кажется, во многом неактуальны и должны быть пересмотрены на основе эмпирических данных.
Подобный взгляд на созданное женщинами искусство действительно будет вести к справедливому уравниванию положения художников разного пола в профессиональной среде, а не дополнительной сегрегации женщин или неразборчивому квотированию.
Список литературы
Об авторе: Мария Вебер – художник, исследователь уличного искусства.
Фото:
1. Freepik
2. Paris Tonkar
3. Nickolas Muray / Victoria and Albert Museum
4. Bettmann / Getty Images
5. Petrograff
Поделиться этим материалом в социальных сетях: